1. Вымытый и очищенный блок цилиндров установите на стенде и заверните отсутствующие шпильки. |
2. Уложите в гнездо среднего подшипника вкладыш без канавки на внутренней поверхности, а в остальные гнезда – вкладыши с канавкой. |
3. В крышки подшипников уклыдываются вкладыши без канавки. Предупреждение
Цилиндры двигателя, а также поршни и сальники, вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала перед установкой смажьте моторным маслом. |
|
4. Уложите в коренные подшипники коленчатый вал и вставьте в гнезда задней опоры два упорных полукольца, подобранные по толщине. |
5. Установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками (см. рис. Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров). Предупреждение
Крышки коренных подшипников устанавливайте в прежний блок. Для этого блок цилиндров и принадлежащие ему крышки помечены одинаковым условным номером (см. рис. Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров и рис. Маркировка размерной группы цилиндров на блоке и условного номера блока цилиндров). Упорные полукольца устанавливайте выемками к упорным поверхностям коленчатого вала, причем с передней стороны задней опоры ставьте сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета). |
|
6. Наденьте на фланец коленчатого вала прокладку держателя сальника, а в гнезда держателя вложите болты крепления передней крышки картера сцепления (стрелками указаны выступы для центрирования держателя относительно фланца коленчатого вала). Наденьте держатель с сальником на оправку 41.7853.4011 и, передвинув его с оправки на фланец коленчатого вала, прикрепите к блоку цилиндров. |
7. Установите по двум центрирующим втулкам переднюю крышку 6 (см. рис. Снятие маховика) картера сцепления. |
8. Установите маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки четвертого цилиндра, заблокируйте фиксатором А.60330/R маховик и прикрепите его болтами к фланцу коленчатого вала. |
9. Подберите поршни к цилиндрам (см. подраздел 4.8.3) и соберите поршни с шатунами (см. подраздел 4.8.8). |
|
10. С помощью втулки из набора 02.7854.9500 вставьте в цилиндры поршни с шатунами. Набор состоит из трех втулок: одна для поршней нормального размера и две для ремонтного размера поршней (увеличенного на 0,4 и 0,8 мм). Поэтому необходимо подобрать втулку, пригодную для данного размера устанавливаемого поршня. |
Предупреждение
Отверстие для пальца на поршне смещено на 2 мм, поэтому при установке поршней в цилиндры метка ”П” на поршнях должна быть обращена к передней части двигателя. |
11. Установите вкладыши в шатуны и крышки шатунов. Соедините шатуны с шейками коленчатого вала, поставьте крышки и затяните шатунные болты. |
12. Установите валик привода масляного насоса и закрепите упорным фланцем. |
13. Установите по двум центрирующим втулкам на блоке головку цилиндров с прокладкой, с выпускным коллектором и впускным трубопроводом. Затяните в определенной последовательности (см. рис. Порядок затягивания болтов головки цилиндров) в два приема болты крепления:
– предварительно моментом 33,3–41,16 Н·м (3,4–4,2 кгс·м);
– окончательно моментом 95,94–118,38 Н·м (9,79–12,08 кгс·м). |
|
14. Прикрепите к крышке привода распределительного вала держатель 1 сальника с прокладкой (cтрелками указаны выступы для центрирования держателя и крышки относительно коленчатого вала и валика привода масляного насоса), не затягивая окончательно гайки крепления. |
15. Прикрепите крышку привода распределительного вала с прокладкой к блоку цилиндров, не затягивая окончательно гайки и болты крепления. |
16. Отцентрируйте оправкой 67.7853.9548 положение крышки относительно валика 6 (см. рис. Разборка передней части двигателя) привода масляного насоса и затяните болты и гайки крепления крышки привода распределительного вала. |
17. Оправкой 67.7853.9549 отцентрируйте положение держателя 1 переднего сальника коленчатого вала и затяните гайки крепления держателя. |
18. Установите шкив 8 (см. рис. Разборка передней части двигателя) на валик 6 привода масляного насоса, не затягивая болт крепления шкива. Установите зубчатый шкив 9 на коленчатый вал. Предупреждение
Болт крепления шкива валика привода масляного насоса должен устанавливаться на герметике по ТУ 6-10-1048-73 или герметике ТВ-1215 фирмы “Three Bond”. |
19. Соберите корпус подшипников распределительного вала (см. подраздел 4.11.8). |
20. Очистите сопрягающиеся поверхности головки цилиндров и держателя 6 (см. рис. Снятие головки цилиндров) сальника распределительного вала от остатков старой прокладки, грязи и масла. |
|
21. Нанесите на поверхность головки цилиндров , сопрягающуюся с держателем сальника, герметик КЛТ-75ТМ или аналогичный ему герметик типа ТВ-1215 фирмы “Three Bond”. Поверните распределительный вал так, чтобы совместились метки на шкиве и корпусе подшипников (А – метка на шкиве, В – метка на корпусе подшипников). |
|
22. Не сбивая положения вала, закрепите на головке цилиндров собранный корпус подшипников, затягивая гайки в определенной последовательности. |
Предупреждение
Запускать двигатель разрешается через 1 час после нанесения жидкой прокладки. |
23. Прикрепите к блоку цилиндров кронштейн с натяжным роликом, не затягивая окончательно болты крепления. Поверните кронштейн в крайнее левое положение. |
|
24. Поверните коленчатый вал так, чтобы метка на зубчатом шкиве совпала с меткой на крышке привода распределительного вала. |
25. Наденьте ремень на шкивы и на натяжной ролик, подожмите кронштейн натяжного ролика вправо и установите натяжную пружину. |
26. Плавно поверните коленчатый вал на два оборота, держа ремень в постоянном натяжении, и при остановке вала придерживайте его, не допуская ослабления ремня. Таким образом пружина установит необходимое натяжение ремня. Затяните болты крепления кронштейна натяжного ролика. |
27. Проверьте совпадение меток. Если метки не совпадают, то повторите установку ремня. |
28. Отрегулируйте зазор между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов. |
|
29. Установите крышку головки цилиндров с прокладкой и затяните гайки крепления в последовательности, указанной на рисунке. Установите защитные крышки ременного привода распределительного вала. |
30. Установите шкив привода генератора и закрепите его храповиком. |
31. Смажьте маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и установите его, вручную привернув его к штуцеру на переходнике. Установите маслоотделитель вентиляции картера, крышку сапуна и закрепите фиксатор сливной трубки маслоотделителя. |
|
32. Установите масляный насос (1 – масляный насос, 2 – фиксатор сливной трубки, 3 – сливная трубка маслоотделителя) и масляный картер с прокладкой. |
33. Установите насос охлаждающей жидкости, кронштейн генератора и генератор. Наденьте ремень на шкивы и отрегулируйте его натяжение. |
34. Установите на головке цилиндров подводящую трубку радиатора отопителя и выпускной патрубок. Прикрепите к насосу охлаждающей жидкости и выпускному коллектору отводящую трубку радиатора отопителя. |
35. Установите датчики контрольных приборов. |
36. Установите шестерню привода масляного насоса и распределителя зажигания (см. рис. Установка шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания). Установите распределитель зажигания. Заверните свечи зажигания, установите на них ключ 67.7812.9515 и затяните динамометрическим ключом. |
37. Установите топливный насос в соответствии с указаниями (см. подраздел 4.14.2). |
38. Установите карбюратор, присоедините к нему шланги и закройте его технологической заглушкой. |
39. Залейте масло в горловину на крышке головки цилиндров. |